Извещение АВТОВАЗа ,
2002г
.2 МОТОРНЫЕ МАСЛА ГРУППЫ "СТАНДАРТ"
Технические требования на моторные масла группы "Стандарт" изложены в
проекте РД 3148.37.101.001-2001 и ТТМ 1.97.0715-99.
Моторные масла, группы "Стандарт" рекомендуется применять для двигателей
уже находящихся в эксплуатации автомобилей ВАЗ-2101, ВАЗ-21011, ВАЗ-2103,
ВАЗ-2104, ВАЗ- 2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107, ВАЗ-2121 и ВАЗ-21213, выпущенных до
01.10 2000 г., т.е. в тех, где заложен срок смены масел через 10 000 км.
В приложении А приведен перечень рекомендуемых моторных масел отвечающих данной
группе и одобренных для применения в автомобилях ВАЗ.
При эксплуатации автомобилей в зимнее время и преимущественно в городе, смену
моторного масла рекомендуется делать в 1,5 - 2 раза чаще, т.е. через 5…7 тыс.
км.
Все перечисленные в приложении А масла проверены на соответствие проекта РД
3148.37.102.001-2001 и ТТМ 1.97.0715-99.
Марки масел |
Классы по SAE |
ААИ |
API |
Изготовитель |
Номер стандарта |
1. АЗМОЛ СУПЕР* |
15W-40, 20W-40 |
Б3/Д1 |
SF/CС |
ОАО "АЗМОЛ" г. Бердянск Украина |
ТУ У 00152365.060-97 |
2. ЛАДА-СТАНДАРТ |
5W-30, 10W-40, 15W-40 |
Б3/Д1 |
SF/CC |
ООО "ВТМ" г. Тольятти |
ТУ 0253-001-48095174-98 |
3. ЛУКОЙЛ-СТАНДАРТ* |
10W-30, 10W-40 |
Б3/Д1 |
SF/CC |
ОАО "ЛУКойл-Пермнефтеогсинтез" |
ТУ 0253-072-00148636-95 |
4. ЛУКОЙЛ-СТАНДАРТ* |
20W-30 |
Б3/Д1 |
SF/CC |
ОАО
"ЛУКойл-Волгограднефтепереработка" |
ТУ 38.301-29-64-96 |
5. ЛУКОЙЛ-СТАНДАРТ* |
10W-40, 15W-30, 15W-40 |
Б3/Д1 |
SF/CC |
ОАО
"ЛУКойл-Волгограднефтепереработка" |
ТУ 38.301-29-93-98 |
6. МАСТ ЭКСТРА |
10W-40, 15W-30, 15W-40, 15W-50 |
Б3/Д2 |
SF/CD |
ООО "МАСТ" Украина г. Киев |
ТУ У 22409155.004-96 |
7. НОВОЙЛ МОТОР |
10W-30, 15W-30, 15W-40 |
Б3/Д1 |
SF/CC |
ОАО Ново-Уфимский НПЗ |
ТУ 38.301-04-32-99 |
8. НОРСИ-СТАНДАРТ |
10W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-40, 20W-50 |
Б3/Д1 |
SF/CC |
ОАО "НОРСИ" г.Кстово |
ТУ 38.601-07-21-94 |
9. СТАНДАРТ |
5W-30, 10W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-40 |
Б3/Д1 |
SF/CC |
ОАО "Омский НПЗ" НК Сибнефть |
ТУ 38.301-19-79-98 |
10. ТНК МоторОЙЛ |
5W-30, 10W-30, 15W-40 |
Б3/Д1 |
SF/CC |
ОАО "Рязанский НПЗ" НК ТНК |
ТУ 38.301-19-79-98 |
11. САМОЙЛ |
10W-30, 15W-30, 15W-40, 20W40 |
Б3/Д1 |
- |
ОАО "Новокуйбышевский завод масел и
присадок" НК ЮКОС |
ТУ 38.301-13-002-97 |
12. CПЕКТРОЛ |
10W-30, 10W-40 |
Б3/Д1 |
SF/CC |
ЗАО "СПЕКТРАВТО" г.Москва |
ТУ 0253-003-06913380-95 |
13. УФАЛЮБ АРКТИК* |
5W-30, 5W-40 |
Б3/Д1 |
SF/CС |
ОАО УФАНЕФТЕХИМ |
ТУ 0253-009-05766540-98 |
13. УФАЛЮБ ЛЮКС* |
10W-30, 15W-40 |
Б3/Д1 |
SF/CС |
ОАО УФАНЕФТЕХИМ |
ТУ 0253-004-05766540-96 |
15. ЮКОС ТУРИЗМ |
5W-30, 10W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-40 |
Б3/Д1 |
SF/CC |
ОАО "Новокуйбышевский завод масел и
присадок" НК ЮКОС |
ТУ 0253-003-48120848-01 |
16. Яр-МАРКА 1 и 2 |
10W-30, 15W-40 |
Б3/Д1 |
SF/CC |
ОАО
"Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" |
ТУ 38.301-25-19-95 |
17. Яр-МАРКА ЭКСТРА |
5W-30, 5W-40 |
Б3/Д1 |
SF/CC |
ОАО
"Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" |
ТУ
38.301-25-36-97 |
18. SHELL HELIX |
10W-40 |
Б3/Д1 |
SF/CC |
фирма SHELL NEFT |
ТТМ 1.97.0715-99 |
Уровень требований функциональных свойств моторных масел,
заложенных в проекте РД 3148.37.101.001-2001 и ТТМ ВАЗ 1.97.0715-99, несколько
выше чем требования SF/CC по API, и поэтому соответствие этому уровню качества
не гарантирует соответствие требованиям РД и ТТМ
4. ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА 7.ПЛАСТИЧНЫЕСМАЗКИ Приложение Е Марки смазок Изготовители Номер стандарта Примечания 1. Литол-24 ОАО "АЗМОЛ" г. Бердянск Украина ГОСТ 21150-87 - 2. Литол-24 ОАО "Омский НПЗ" НК Сибнефть ГОСТ 21150-87 - 3. Литол-24 ОАО "Ярославский НПЗ им. Д.И.
Менделеева" ГОСТ 21150-87 - 4. Фиол-1 ОАО "АЗМОЛ" г. Бердянск Украина ТУ 38.УССР-201-247-80 - 5. ШРУС-4 ОАО "АЗМОЛ" г. Бердянск Украина ТУ 38.УССР-201-312-81 - 6. ШРУС-4М ОАО "Завод имени Шаумяна"
г.С-Петербург ТУ 0254-001-00148820-94 (аналог ШРУС-4) 7. ВТВ-1 ОАО "АЗМОЛ" г. Бердянск Украина ТУ 38.101.180-76 - 8. ШРБ-4 ОАО "АЗМОЛ" г. Бердянск Украина ТУ 38-УССР-201-143-77 - 9. ДТ-1 ОАО "АЗМОЛ" г. Бердянск Украина ТУ 38-УССР-201-116-76 - 10. MOLIKOT VN 2461C Фирма DAY CORNING Германия Спецификация DAY CORNING аналог ШРУС-4 11. AGIP GREASE 30 Фирма Agip Petroli Италия Спецификация Agip Petroli аналог Литол-24 12. ESSO UNIREX N 2 Фирма ESSO AG Германия Спецификация ESSO заменитель Литол-24 13. ESSO UNIREX N 3 Фирма ESSO AG Германия Спецификация ESSO заменитель Литол-24 14. EXXON MEHRZWECKFET Фирма ESSO AG Германия Спецификация ESSO Внимание!
Касается только КПП "Самары", "Десятого семейства" и
"Оки".
4.1 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В 1970 г. для первой заправки и эксплуатации агрегатов трансмиссий автомобилей
ВАЗ было разработано и внедрено трансмиссионное масло ТАД-17и, которое
изготавливалось на базовых маслах Омского НПЗ пакетом присадок Англомол-99
фирмы Лубризол. Масло ТАД-17и являлось аналогом масла W/90M фирмы ФИАТ и по
зарубежным классификациям того времени отвечало требованиям класса SAE 90 и API
группы GL-5. В 90-х годах ассортимент трансмиссионных масел такого уровня качества
значительно увеличился, а для их изготовления стали использовать и другие
присадки.
В начале 80-х годов при разработке автомобилей семейства ВАЗ-2108 было
установлено, что масло ТАД-17и не обеспечивает требуемую долговечность латунных
синхронизаторов.
Для заправки коробок передач (КП) семейства ВАЗ-2108 было рекомендовано
использовать масла класса SAE 80 W по API группы GL- 4 или же моторное масло
М-10Ги. Так как производства трансмиссионного масла такого уровня качества не
было, а вопрос использования при сборке двух трансмиссионных масел не был
проработан, для первой заправки КП-2108 было внедрено масло М-8Ги,
применявшееся для первой заправки двигателей. Опыт эксплуатации КП-2108 показал
в последующие годы, что моторное масло не в полной мере обеспечивает требуемую
долговечность дифференциала КП. Для эксплуатации КП-2108 были разработаны масла
по API GL-4.
Однако ассортимент и объёмы производства их пока ограничены.
4.2 ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА ГРУППЫ "ГИПОИД"
Технические требования на данные масла изложены в проекте РД
3148.37.101.002-2001 и ТТМ 1.97.0716-98. Данные масла (см. Приложение В)
предназначены для использования в системах смазывания передних и задних мостов,
раздаточных коробок и рулевых червячных редукторов автомобилей с приводом на
задние колеса (ВАЗ-2101 … ВАЗ-2107) и автомобилей с приводом на 4 колеса
(ВАЗ-2121 и ВАЗ-21213, ВАЗ-2123 и их модификаций) в различных климатических
зонах.
В Приложении нет масла ТАД-17и по ГОСТ 23652-79, так как производство его
прекращено вместе с прекращением закупок присадки Англомол-99. В настоящее
время закупки данной присадки возобновлены, однако масла, в которых
использована присадка Англомол-99, должны иметь торговую марку и обозначение по
SAE и API. Масла под маркой ТАД-17и АВТОВАЗ не будет допускать для применения,
так как продающееся на сегодняшний день под таким названием масла это на 100 %
- подделки, очень низкого качества. АВТОВАЗ давал допуск только на масло
ТАД-17и производства Омского НПЗ.
Все перечисленные в приложении В масла, различных классов вязкости по SAE,
имеют уровень противозадирных свойств масла ТАД-17и или даже превосходят его.
Сроки смены масел должны выполняться в соответствии с руководствами по
эксплуатации автомобилей.
4.3 ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА ГРУППЫ "ТРАНС КП "
ДЛЯ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ
Технические требования к маслам для коробок передач изложены в проекте РД
3148.37.101.002-2001 и ТТМ 1.97-0729-98. Более 10 лет в КП заправлялись только
моторные масла, к
Для технического обслуживания автомобилей ВАЗ достаточно иметь 3-4 пластичных
смазки. Однако существует практика ремонта отдельных узлов, что требует
применения некоторых смазок, используемых при сборке данных узлов. Именно поэтому
в приложенииЕ дан расширенный перечень пластичных смазок и в том числе
зарубежные аналоги отечественных смазок
Перечень смазок, допущенных для технического обслуживания автомобилей ВАЗ,
приведён в приложении Е.
1. Сейчас ВАЗ использует для заливки в КПП только моторное масло. Ресурсные
испытания показали при этом пробег не менее 100 тыс.км. Первоначальные испытания
коробок проводились на трансмиссионном масле и показали ресурс не менее 150
тыс.км.
2. Для увеличения ресурса коробки, синхронизаторов, и, в особенности,
дифференциала желательно заменить моторное масло на трансмиссионное еще при
ТО-1, а это 2...3 тыс. км пробега. Кроме того сразу снизится шум и мягче и
четче будут включаться передачи. Не обращайте внимания на эту часть заводской
инструкции.
3. До сих пор ВАЗ-ом допущено всего две марки масла: РОЛЬС Т 80W-85 API GL4
ЛУКОЙЛ ТМ4 80W90 API GL4 Испытания масел CASTROL уже идут, партия масел SHELL
для испытаний на подходе.
4. Применять масла класса GL5 нет необходимости, т.к. у переднеприводных ВАЗов
нет гипоидных пар в трансмиссии (как, например у Москвича). Но уж если купили -
используйте спокойно; хуже не будет, хотя и дороже...
Владимир Дорфман
Начальник лаборатории ГСМ ВАЗа.