Извещение АВТОВАЗа , 2002г

 

.2 МОТОРНЫЕ МАСЛА ГРУППЫ "СТАНДАРТ"

Технические требования на моторные масла группы "Стандарт" изложены в проекте РД 3148.37.101.001-2001 и ТТМ 1.97.0715-99.
Моторные масла, группы "Стандарт" рекомендуется применять для двигателей уже находящихся в эксплуатации автомобилей ВАЗ-2101, ВАЗ-21011, ВАЗ-2103, ВАЗ-2104, ВАЗ- 2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107, ВАЗ-2121 и ВАЗ-21213, выпущенных до 01.10 2000 г., т.е. в тех, где заложен срок смены масел через 10 000 км.
В приложении А приведен перечень рекомендуемых моторных масел отвечающих данной группе и одобренных для применения в автомобилях ВАЗ.
При эксплуатации автомобилей в зимнее время и преимущественно в городе, смену моторного масла рекомендуется делать в 1,5 - 2 раза чаще, т.е. через 5…7 тыс. км.
Все перечисленные в приложении А масла проверены на соответствие проекта РД 3148.37.102.001-2001 и ТТМ 1.97.0715-99.

Марки масел

Классы по SAE

ААИ

API

Изготовитель

Номер стандарта

1. АЗМОЛ СУПЕР*

15W-40, 20W-40

Б3/Д1

SF/CС

ОАО "АЗМОЛ" г. Бердянск Украина

ТУ У 00152365.060-97

2. ЛАДА-СТАНДАРТ

5W-30, 10W-40, 15W-40

Б3/Д1

SF/CC

ООО "ВТМ" г. Тольятти

ТУ 0253-001-48095174-98

3. ЛУКОЙЛ-СТАНДАРТ*

10W-30, 10W-40

Б3/Д1

SF/CC

ОАО "ЛУКойл-Пермнефтеогсинтез"

ТУ 0253-072-00148636-95

4. ЛУКОЙЛ-СТАНДАРТ*

20W-30

Б3/Д1

SF/CC

ОАО "ЛУКойл-Волгограднефтепереработка"

ТУ 38.301-29-64-96

5. ЛУКОЙЛ-СТАНДАРТ*

10W-40, 15W-30, 15W-40

Б3/Д1

SF/CC

ОАО "ЛУКойл-Волгограднефтепереработка"

ТУ 38.301-29-93-98

6. МАСТ ЭКСТРА

10W-40, 15W-30, 15W-40, 15W-50

Б3/Д2

SF/CD

ООО "МАСТ" Украина г. Киев

ТУ У 22409155.004-96

7. НОВОЙЛ МОТОР

10W-30, 15W-30, 15W-40

Б3/Д1

SF/CC

ОАО Ново-Уфимский НПЗ

ТУ 38.301-04-32-99

8. НОРСИ-СТАНДАРТ

10W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-40, 20W-50

Б3/Д1

SF/CC

ОАО "НОРСИ" г.Кстово

ТУ 38.601-07-21-94

9. СТАНДАРТ

5W-30, 10W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-40

Б3/Д1

SF/CC

ОАО "Омский НПЗ" НК Сибнефть

ТУ 38.301-19-79-98

10. ТНК МоторОЙЛ

5W-30, 10W-30, 15W-40

Б3/Д1

SF/CC

ОАО "Рязанский НПЗ" НК ТНК

ТУ 38.301-19-79-98

11. САМОЙЛ

10W-30, 15W-30, 15W-40, 20W40

Б3/Д1

-

ОАО "Новокуйбышевский завод масел и присадок" НК ЮКОС

ТУ 38.301-13-002-97

12. CПЕКТРОЛ

10W-30, 10W-40

Б3/Д1

SF/CC

ЗАО "СПЕКТРАВТО" г.Москва

ТУ 0253-003-06913380-95

13. УФАЛЮБ АРКТИК*

5W-30, 5W-40

Б3/Д1

SF/CС

ОАО УФАНЕФТЕХИМ

ТУ 0253-009-05766540-98

13. УФАЛЮБ ЛЮКС*

10W-30, 15W-40

Б3/Д1

SF/CС

ОАО УФАНЕФТЕХИМ

ТУ 0253-004-05766540-96

15. ЮКОС ТУРИЗМ

5W-30, 10W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-40

Б3/Д1

SF/CC

ОАО "Новокуйбышевский завод масел и присадок" НК ЮКОС

ТУ 0253-003-48120848-01

16. Яр-МАРКА 1 и 2

10W-30, 15W-40

Б3/Д1

SF/CC

ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез"

ТУ 38.301-25-19-95

17. Яр-МАРКА ЭКСТРА

5W-30, 5W-40

Б3/Д1

SF/CC

ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез"

ТУ 38.301-25-36-97

18. SHELL HELIX

10W-40

Б3/Д1

SF/CC

фирма SHELL NEFT

ТТМ 1.97.0715-99

Уровень требований функциональных свойств моторных масел, заложенных в проекте РД 3148.37.101.001-2001 и ТТМ ВАЗ 1.97.0715-99, несколько выше чем требования SF/CC по API, и поэтому соответствие этому уровню качества не гарантирует соответствие требованиям РД и ТТМ

 

4. ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА

4.1 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В 1970 г. для первой заправки и эксплуатации агрегатов трансмиссий автомобилей ВАЗ было разработано и внедрено трансмиссионное масло ТАД-17и, которое изготавливалось на базовых маслах Омского НПЗ пакетом присадок Англомол-99 фирмы Лубризол. Масло ТАД-17и являлось аналогом масла W/90M фирмы ФИАТ и по зарубежным классификациям того времени отвечало требованиям класса SAE 90 и API группы GL-5. В 90-х годах ассортимент трансмиссионных масел такого уровня качества значительно увеличился, а для их изготовления стали использовать и другие присадки.
В начале 80-х годов при разработке автомобилей семейства ВАЗ-2108 было установлено, что масло ТАД-17и не обеспечивает требуемую долговечность латунных синхронизаторов.
Для заправки коробок передач (КП) семейства ВАЗ-2108 было рекомендовано использовать масла класса SAE 80 W по API группы GL- 4 или же моторное масло М-10Ги. Так как производства трансмиссионного масла такого уровня качества не было, а вопрос использования при сборке двух трансмиссионных масел не был проработан, для первой заправки КП-2108 было внедрено масло М-8Ги, применявшееся для первой заправки двигателей. Опыт эксплуатации КП-2108 показал в последующие годы, что моторное масло не в полной мере обеспечивает требуемую долговечность дифференциала КП. Для эксплуатации КП-2108 были разработаны масла по API GL-4.
Однако ассортимент и объёмы производства их пока ограничены.


4.2 ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА ГРУППЫ "ГИПОИД"

Технические требования на данные масла изложены в проекте РД 3148.37.101.002-2001 и ТТМ 1.97.0716-98. Данные масла (см. Приложение В) предназначены для использования в системах смазывания передних и задних мостов, раздаточных коробок и рулевых червячных редукторов автомобилей с приводом на задние колеса (ВАЗ-2101 … ВАЗ-2107) и автомобилей с приводом на 4 колеса (ВАЗ-2121 и ВАЗ-21213, ВАЗ-2123 и их модификаций) в различных климатических зонах.
В Приложении нет масла ТАД-17и по ГОСТ 23652-79, так как производство его прекращено вместе с прекращением закупок присадки Англомол-99. В настоящее время закупки данной присадки возобновлены, однако масла, в которых использована присадка Англомол-99, должны иметь торговую марку и обозначение по SAE и API. Масла под маркой ТАД-17и АВТОВАЗ не будет допускать для применения, так как продающееся на сегодняшний день под таким названием масла это на 100 % - подделки, очень низкого качества. АВТОВАЗ давал допуск только на масло ТАД-17и производства Омского НПЗ.
Все перечисленные в приложении В масла, различных классов вязкости по SAE, имеют уровень противозадирных свойств масла ТАД-17и или даже превосходят его.
Сроки смены масел должны выполняться в соответствии с руководствами по эксплуатации автомобилей.

4.3 ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА ГРУППЫ "ТРАНС КП "
ДЛЯ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ

Технические требования к маслам для коробок передач изложены в проекте РД 3148.37.101.002-2001 и ТТМ 1.97-0729-98. Более 10 лет в КП заправлялись только моторные масла, к

7.ПЛАСТИЧНЫЕСМАЗКИ

Для технического обслуживания автомобилей ВАЗ достаточно иметь 3-4 пластичных смазки. Однако существует практика ремонта отдельных узлов, что требует применения некоторых смазок, используемых при сборке данных узлов. Именно поэтому в приложенииЕ дан расширенный перечень пластичных смазок и в том числе зарубежные аналоги отечественных смазок
Перечень смазок, допущенных для технического обслуживания автомобилей ВАЗ, приведён в приложении Е.

Приложение Е

Марки смазок

Изготовители

Номер стандарта

Примечания

1. Литол-24

ОАО "АЗМОЛ" г. Бердянск Украина

ГОСТ 21150-87

-

2. Литол-24

ОАО "Омский НПЗ" НК Сибнефть

ГОСТ 21150-87

-

3. Литол-24

ОАО "Ярославский НПЗ им. Д.И. Менделеева"

ГОСТ 21150-87

-

4. Фиол-1

ОАО "АЗМОЛ" г. Бердянск Украина

ТУ 38.УССР-201-247-80

-

5. ШРУС-4

ОАО "АЗМОЛ" г. Бердянск Украина

ТУ 38.УССР-201-312-81

-

6. ШРУС-4М

ОАО "Завод имени Шаумяна" г.С-Петербург

ТУ 0254-001-00148820-94

(аналог ШРУС-4)

7. ВТВ-1

ОАО "АЗМОЛ" г. Бердянск Украина

ТУ 38.101.180-76

-

8. ШРБ-4

ОАО "АЗМОЛ" г. Бердянск Украина

ТУ 38-УССР-201-143-77

-

9. ДТ-1

ОАО "АЗМОЛ" г. Бердянск Украина

ТУ 38-УССР-201-116-76

-

10. MOLIKOT VN 2461C

Фирма DAY CORNING Германия

Спецификация DAY CORNING

аналог ШРУС-4

11. AGIP GREASE 30

Фирма Agip Petroli Италия

Спецификация Agip Petroli

аналог Литол-24

12. ESSO UNIREX N 2

Фирма ESSO AG Германия

Спецификация ESSO

заменитель Литол-24

13. ESSO UNIREX N 3

Фирма ESSO AG Германия

Спецификация ESSO

заменитель Литол-24

14. EXXON MEHRZWECKFET

Фирма ESSO AG Германия

Спецификация ESSO

 

 

 

Внимание! Касается только КПП "Самары", "Десятого семейства" и "Оки".
1. Сейчас ВАЗ использует для заливки в КПП только моторное масло. Ресурсные испытания показали при этом пробег не менее 100 тыс.км. Первоначальные испытания коробок проводились на трансмиссионном масле и показали ресурс не менее 150 тыс.км.
2. Для увеличения ресурса коробки, синхронизаторов, и, в особенности, дифференциала желательно заменить моторное масло на трансмиссионное еще при ТО-1, а это 2...3 тыс. км пробега. Кроме того сразу снизится шум и мягче и четче будут включаться передачи. Не обращайте внимания на эту часть заводской инструкции.
3. До сих пор ВАЗ-ом допущено всего две марки масла: РОЛЬС Т 80W-85 API GL4 ЛУКОЙЛ ТМ4 80W90 API GL4 Испытания масел CASTROL уже идут, партия масел SHELL для испытаний на подходе.
4. Применять масла класса GL5 нет необходимости, т.к. у переднеприводных ВАЗов нет гипоидных пар в трансмиссии (как, например у Москвича). Но уж если купили - используйте спокойно; хуже не будет, хотя и дороже...
Владимир Дорфман
Начальник лаборатории ГСМ ВАЗа.

d>

ТТМ 1.97.0716-98

11. AGIP ROTRA MP DB*

GL-5

85W-90

Фирма AGIP Италия

ТТМ 1.97.0716-98

12. ESSO GEAR OIL TDL

GL-4/5

75W-90, 80W-90

Фирма ESSO AG Германия

ТТМ 1.97.0716-08

13. MP GEAR LUBE-LS*

GL-5

80W-90, 85W-140 *

Фирма Unocal Lubricants США

ТТМ 1.97.0716-98

Требования РД 3148.37.101.002-2001 и ТТМ 1.97.0716-98 по противозадирным свойствам несколько выше чем уровень GL-5 API, поэтому любое масло должно быть испытано на соответствие требований АО "АВТОВАЗ"
* ) –на указанные масла просрочено одобрение АО "АВТОВАЗ"

группа "Транс КП"

Марки масел

API

Группа по SAE

Изготовитель

Номер стандарта

1. “ТНК ТРАНС КП”

GL-4

80W-85

ОАО "Рязанский НПЗ" НК “ТНК”

ТУ 38.301-41-191-2001

2. ЛУКОЙЛ ТМ-4

GL-4

80W-90

ОАО "ЛУКойл-Волгограднефтепереработка"

ТУ 38.301-29-90-97

12. ESSO GEAR OIL TDL

GL-4/5

75W-90, 80W-90

Фирма ESSO AG Германия

ТТМ 1.97.0716-08

 

 

6. ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ

С 1970 г. системы сцепления и тормозов автомобилей ВАЗ заправлялись тормозной жидкостью "НЕВА" с температурой кипения 195 0С. В 1983 г. была внедрена тормозная жидкость "ТОМЬ" с температурой кипения 215 0С, а в 1988 г. внедрена тормозная жидкость "РОСА" с температурой кипения 260 0С. Так как все эти жидкости гигроскопичны, то в процессе эксплуатации их температура кипения снижается, достигая пределов являющих опасными с точки зрения образования паровых пробок в системе тормозов. Такие предельные величины температуры кипения для ТЖ "НЕВА" могут быть достигнуты уже через один год эксплуатации, для ТЖ "ТОМЬ" через два года, а для ТЖ "РОСА" через три года.
По этой причине АВТОВАЗ исключил из технической документации применение ТЖ "НЕВА", ограничил применение ТЖ "ТОМЬ" автомобилями моделей ВАЗ-2101 … ВАЗ-2107 и ВАЗ-2121, ВАЗ-21213.
Технические требования на тормозные жидкости типа ДОТ-3 и ДОТ-4 изложены в ТТМ 1.97.0738-2000. ТТМ распространяется на тормозные жидкости, предназначенные для гидросистем тормозов и сцепления автомобилей ВАЗ различных моделей. Все указанные в приложении Д жидкости совместимы и могут смешиваться друг с другом.

Приложение Д

Марки тормозных жидкостей

Изготовители

Номер стандарта

1. РОСДОТ

ООО "ТОСОЛ-СИНТЕЗ" г. Дзержинск

ТУ 2451-004-36732629-99

2. РОСА ДОТ-4

НПП "МАКРОМЕР" г. Владимир

ТУ 2451-354-10488057-99

3. ТОРСА ДОТ-4

ЗАО "БУЛГАР-СИНТЕЗ" и ЗАО "Булгар Лада Плюс" г. Казань

ТУ 2332-001-49254410-2000

4. РОСА-ДОТ-3

НПП "МАКРОМЕР" г. Владимир

ТУ 2451-333-10488057-97

5. ТОМЬ

ОАО "ХИМПРОМ" г. Кемерово

ТУ 2451-076-05757618-2000

6. ДОТ-4

ООО "Лукойл-Пермнефтеоргсинтез" г.Пермь

ТУ 2332-108-00148636-2000

7. HYDRAULAN 408 DOT-4

Фирма BASF Германия

ТТМ 1.97.0738-2000

 

 

 

7.ПЛАСТИЧНЫЕСМАЗКИ

Для технического обслуживания автомобилей ВАЗ достаточно иметь 3-4 пластичных смазки. Однако существует практика ремонта отдельных узлов, что требует применения некоторых смазок, используемых при сборке данных узлов. Именно поэтому в приложенииЕ дан расширенный перечень пластичных смазок и в том числе зарубежные аналоги отечественных смазок
Перечень смазок, допущенных для технического обслуживания автомобилей ВАЗ, приведён в приложении Е.

Приложение Е

Марки смазок

Изготовители

Номер стандарта

Примечания

1. Литол-24

ОАО "АЗМОЛ" г. Бердянск Украина

ГОСТ 21150-87

-

2. Литол-24

ОАО "Омский НПЗ" НК Сибнефть

ГОСТ 21150-87

-

3. Литол-24

ОАО "Ярославский НПЗ им. Д.И. Менделеева"

ГОСТ 21150-87

-

4. Фиол-1

ОАО "АЗМОЛ" г. Бердянск Украина

ТУ 38.УССР-201-247-80

-

5. ШРУС-4

ОАО "АЗМОЛ" г. Бердянск Украина

ТУ 38.УССР-201-312-81

-

6. ШРУС-4М

ОАО "Завод имени Шаумяна" г.С-Петербург

ТУ 0254-001-00148820-94

(аналог ШРУС-4)

7. ВТВ-1

ОАО "АЗМОЛ" г. Бердянск Украина

ТУ 38.101.180-76

-

8. ШРБ-4

ОАО "АЗМОЛ" г. Бердянск Украина

ТУ 38-УССР-201-143-77

-

9. ДТ-1

ОАО "АЗМОЛ" г. Бердянск Украина

ТУ 38-УССР-201-116-76

-

10. MOLIKOT VN 2461C

Фирма DAY CORNING Германия

Спецификация DAY CORNING

аналог ШРУС-4

11. AGIP GREASE 30

Фирма Agip Petroli Италия

Спецификация Agip Petroli

аналог Литол-24

12. ESSO UNIREX N 2

Фирма ESSO AG Германия

Спецификация ESSO

заменитель Литол-24

13. ESSO UNIREX N 3

Фирма ESSO AG Германия

Спецификация ESSO

заменитель Литол-24

14. EXXON MEHRZWECKFET

Фирма ESSO AG Германия

Спецификация ESSO

 

 

 

Внимание! Касается только КПП "Самары", "Десятого семейства" и "Оки".
1. Сейчас ВАЗ использует для заливки в КПП только моторное масло. Ресурсные испытания показали при этом пробег не менее 100 тыс.км. Первоначальные испытания коробок проводились на трансмиссионном масле и показали ресурс не менее 150 тыс.км.
2. Для увеличения ресурса коробки, синхронизаторов, и, в особенности, дифференциала желательно заменить моторное масло на трансмиссионное еще при ТО-1, а это 2...3 тыс. км пробега. Кроме того сразу снизится шум и мягче и четче будут включаться передачи. Не обращайте внимания на эту часть заводской инструкции.
3. До сих пор ВАЗ-ом допущено всего две марки масла: РОЛЬС Т 80W-85 API GL4 ЛУКОЙЛ ТМ4 80W90 API GL4 Испытания масел CASTROL уже идут, партия масел SHELL для испытаний на подходе.
4. Применять масла класса GL5 нет необходимости, т.к. у переднеприводных ВАЗов нет гипоидных пар в трансмиссии (как, например у Москвича). Но уж если купили - используйте спокойно; хуже не будет, хотя и дороже...
Владимир Дорфман
Начальник лаборатории ГСМ ВАЗа.